Правильная организация контроля учебной деятельности студентов приобретает большую актуальность, когда увеличивается доля самостоятельной работы студента.
Предоставление контрольных функций различным автоматизированным обучающим системам способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности. Е.И. Машбиц отмечает, что заложенные в подобные системы программы тестирования позволяют учащимся точнее оценить такие особенности их личности, как тип мотивации, степень адекватности самооценки и т. д. [62].
Использование компьютера для контроля деятельности студентов при изучении геометро-графических дисциплин представляется нам возможным только на этапе контроля теоретических знаний. Это связано с тем, что при проверке графических работ необходимо учесть много факторов: соответствие стандартам, рациональность построения чертежа, правильность геометрических построений и т.п. Оценка правильности решения графической задачи, выполненного на компьютере, если оно не распечатано на бумажном носителе, – трудоемкий процесс. Поэтому уже сегодня ведутся исследования по применению компьютера для этой цели. Так, В.И. Маркин предлагает использовать контролирующую систему, работающую в режиме распознавания изображения и позволяющую «рассматривать изображение как предложение двухмерного языка, на основе восстановленной для заданного класса объектов формальной двухмерной грамматики» [60, с. 116].
Автоматизированная оценка правильности решения задачи сегодня возможна только при полном совпадении с образцом, принятым в качестве эталона. Для этого необходимо кардинально изменять характер заданий и полностью исключать из решения возможность творческого подхода, что не соответствует цели образования – формирование активной творческой позиции. Задача, стоящая перед графическими дисциплинами – представить информацию так, чтобы она была наиболее доступной для человека, и оценить доступность может только человек. Например, невозможно оценить с помощью компьютера рациональность построения чертежа (полноту отражения информации при минимуме изображений). Поэтому процесс оценивания имеет субъективный характер, в значительной степени зависит от квалификации преподавателя, опыта его работы и является средством передачи этого опыта студенту. При этом контрольные функции преподавателя в условиях индивидуализации обучения НГ остаются основным организующим и корректирующим началом в учебной деятельности студента.
Рассмотрим, как организованы основные фазы контроля учебной деятельности студентов в разработанной нами технологии обучения.
Для того чтобы эффективно руководить учебной деятельностью студента необходимо, прежде всего, выявить мотивы поступления его на данный факультет, уровень умений самостоятельной работы, самоорганизации. Для выяснения этих вопросов применялись методы беседы и анкетирования.
Исходный уровень знаний и умений проверялся на первом практическом занятии по результатам контрольной работы, позволяющей определить остаточные знания по геометрии и черчению и уровень развития ПМ (вариант работы представлен в приложении 8). По результатам входного контроля студенту даются рекомендации по формированию образовательной стратегии.
Текущий контроль теоретических знаний по изученным темам осуществляется проведением тестовых работ в начале практического занятия и контрольными работами по итогам изучения тем (варианты тестов и контрольной работы по теме «Точка, прямая, плоскость» приведены в приложении 8). Кроме того, оценка учебной деятельности в течение семестра осуществляется в процессе приема-сдачи и защиты индивидуальных графических заданий. Текущий контроль позволяет студенту оценить уровень своих знаний и умений по предмету и в условиях рейтинговой оценки активизирует самостоятельную работу, а преподавателю – осуществлять коррекцию преподавания и своевременно влиять на учебную деятельность студента.
Для обеспечения открытости требований преподавателя разработаны критерии оценки графических работ, которые составлены на основании анализа наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых при выполнении графических работ (см. приложение 9). Для удобства оценки была предложена 30-балльная система оценки. Максимальное количество баллов за работу определяется в зависимости от выбранного уровня сложности задания (20, 25 и 30 баллов). При выполнении полного объема задания определенного уровня часть баллов может быть вычтена за допущенные погрешности. Чтобы сдать работу на «удовлетворительно» достаточно набрать 15-20 баллов, на «хорошо» – 21-25 баллов, на «отлично» – 26-30 баллов. Таким образом, при выборе максимальной степени сложности задания вероятность сдачи работы на «удовлетворительно» возрастает, т.к. при завышенной самооценке возрастает вероятность допущения ошибок, снимающих до 15 баллов.
Оценка работы проводится по следующим параметрам:
1. Временной – соответствие сроков сдачи работы на проверку календарному плану и количество попыток (можно потерять от 0 до 8 баллов). Для сдачи работы предоставляется три попытки, за каждую последующую отнимается 1 балл. Если работа не сдана с первого предъявления или студент не удовлетворен оценкой, имеется возможность анализа допущенных ошибок и их исправления. Студент, за три попытки не набравший 15 баллов, хотя бы за одну задачу, лишается возможности получения рейтинговой итоговой оценки по результатам работы в течение семестра и обязательно сдает экзамен. Параметр предназначен для стимулирования правильной организации самостоятельной работы студента в течение семестра.
2. Графический – правильность решения поставленной задачи и представления информации. Он включает:
– общие требования – контрастность, отсутствие помарок, полнота отражения информации,
– правильность геометрических построений,
– соответствие требованиям ГОСТ ЕСКД при оформлении работы.
Введение критериев позволяет студентам предварительно оценить свою работу и, проанализировав оценку преподавателя, определить пути и возможности приведения в соответствие оценки и самооценки.
Для контроля текущей успеваемости и рейтинга используется таблица, выполненная в редакторе Microsoft Excel, позволяющая отслеживать результаты рейтинга в течение всего семестра.
Итоговая отметка за семестр выставляется следующим образом: если среднее арифметическое отметок за семестр выше 4,5 (27 баллов), то студент имеет возможность получения рейтинговой итоговой оценки «отлично», а если ниже – итоговая отметка определяется при сдаче экзамена. Это является хорошим стимулом выбора заданий максимальной сложности и стремления качественного и своевременного их выполнения. Как показала практика, эту возможность использует от 1 до 5 студентов в группе. Остальные студенты сдают экзамен, предусмотренный учебными планами по дисциплине. Экзамен проводится по билетам, включающим в себя три прикладных задачи, решение которых, позволяет оценить уровень теоретических знаний и умения решать задачи с применением геометрических построений (образец билета см. приложение 8).
Описанная система контроля является неотъемлемой частью предлагаемой технологии индивидуализации обучения НГ студентов.