Содержание

 

2.4.4. Самостоятельная внеаудиторная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа (СВР) включает в себя проработку курса по учебно-методической литературе, конспекту лекций, ЭУП, выполнение индивидуальных графических заданий, подготовку к лекциям, практическим занятиям и экзаменам. Методы, формы и время СВР определяются самими обучаемыми с учетом конкретных обстоятельств.

Чтобы самостоятельная работа была планомерной, студентам предоставлены рабочие программы, содержащие:

·              выдержки из образовательного стандарта по специальности;

·              цели и задачи изучения дисциплины;

·              календарные планы, содержащие время и темы проведения лекций, практических занятий, контрольных и тестовых работ, а также сроки сдачи индивидуальных графических заданий (см. приложение 1);

·              содержание индивидуальных расчетно-графических работ;

·              виды контроля, форма их проведения, примеры контролирующих материалов (см. приложение 8);

·              список учебно-методической литературы по дисциплине.

Эта информация имеется как на бумажном носителе, так и в электронном учебном пособии, предназначенном, в том числе, для использования во время СВР.

Для предоставления доступа к ЭУП студентов, не имеющих компьютера в личном пользовании, выделяется время для самостоятельной работы в терминальном классе кафедры.

Анкетирование, проведенное по окончанию экспериментального обучения (анкета 2 в приложении 7), показало, что регулярно работали с пособием 33 студента (обращались к ЭУП от 10 до 30 раз), 27 студентов пользовались им менее 10 раз и только 3 студента не использовали пособие. Кроме того, если в начале семестра только 38,5% студентов экспериментальных групп (в количестве 63 человек) имели желание изучать НГ с использованием компьютера, то при итоговом анкетировании процент возрос до 85,5% (анкета 1 и 2 приложения 7).  Причем 59,6% из них считают, что рациональнее всего использовать компьютер для обучения (в том числе 38,3% оценили влияние компьютера на развитие пространственного мышления за счет повышения наглядности и 25,5% – как помощь в самостоятельном изучении предмета) и 48,9% – для геометрических построений.

Для обеспечения успешной самостоятельной работы при составлении условий заданий учитывались индивидуальные особенности студентов. В частности, задания для СВР дифференцировались по уровням сложности, что ставило студента перед необходимостью определиться с целями и оценить собственные возможности. Таким образом, были созданы условия для «вынужденной» активизации деятельности обучаемого, даже вне зависимости от его субъективного желания участвовать в процессе обучения, что, по мнению Ю.М. Порховника, способствует реализации активных методов обучения [82]. Минимальная степень сложности, как показала практика, выбирается очень редко по двум причинам – недостаток оставшегося времени для выполнения работ на более высоком уровне и отсутствие интереса к процессу обучения. В остальных случаях возможность выбора способствует развитию механизмов рефлексии – способности исследования затруднений в деятельности, самооценки, постановки реальных целей и путей их достижения.

Результаты эксперимента показали, что способность самооценки своих сил и способностей, определяющая степень притязаний, у первокурсников развита плохо. Об этом свидетельствует тот факт, что 53% студентов из 163, имеющих возможность выбора степени сложности задания, выбрали высокую и не справились с ней, а 25% студентов в процессе выполнения индивидуальных заданий повысили уровень сложности, т.е. недооценили себя. Таким образом, 78% студентов не смогли объективно оценить свои потенциальные возможности, и уровень их притязаний зависел от переживаний успеха и неуспеха, удачи и неудачи в деятельности.

В случае возникновения  затруднений, с которыми  студент не в состоянии справиться самостоятельно, он может обратиться за консультацией к преподавателю (во время еженедельных консультаций или по электронной почте) или ЭУП.

Начало

Далее