Содержание

 

2.4.1. Лекции

Специфика учебной дисциплины «Начертательная геометрия» заключается в том, что теоретический материал содержит большой объем графической информации. Обучение дисциплине в техническом вузе проводится на первом курсе, когда большинство студентов не имеют навыков лекционной работы: испытывают затруднения при одновременном конспектировании и осмысливании учебного материала. Добавление в традиционно сложный для первокурсника вид занятий большого количества геометрических построений существенно снижает эффективность работы на лекциях.

Наряду с этим представление теоретических основ курса во время лекций, сопровождаемое большим числом построений на доске, приводит к большим потерям времени. Использование мультимедийных возможностей компьютеров, телевидения, слайдов и других технических средств позволяет снять некоторую остроту этой проблемы. Однако оно не получило широкого внедрения в практику лекционной работы ввиду слабой технической оснащенности аудиторий.

Отличие  лекций в предложенной технологии от традиционных заключается в том, что студенту предоставляется возможность при изучении теоретических основ НГ использовать готовый конспект на бумажном носителе, частично освобождающий студента от конспектирования. Также студент может дополнить (или заменить) аудиторные лекции их электронным вариантом. Он входит в состав разработанного ЭУП и позволяет студенту самостоятельно ознакомиться с учебным материалом, выбирая при этом вид наглядности и темп представления информации.

На вводной лекции, рассказывая о предмете НГ, мы доводим до студентов информацию о дидактических средствах, которые могут быть использованы при обучении дисциплине.  Студентам, желающим изучать НГ самостоятельно с использованием ЭУП, предоставляется лазерный диск с его записью.

Кроме того, студентам объясняются цели, задачи дисциплины, содержание индивидуальных графических заданий, система контроля знаний, календарный план  и академические «свободы», которые им предоставляются.

Существует точка зрения, что лекционная форма обучения перестала быть эффективной организационной формой обучения, что почти 50% учебного времени на лекции тратится впустую. Анализ зарубежного опыта, проведенный в  [7], показывает, что лекции предлагают заменять раздаточным материалом. В этом случае меняется роль преподавателя: он выступает не в качестве распространителя информации (как это традиционно принято), а как консультант, советчик, иногда даже коллега обучаемого. Это дает положительный эффект: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Опыт работы автора показывает, что лекционная форма обучения для большинства студентов является эффективным средством обучения. При сочетании восприятия информации на слух с записью основных положений, с возможностью обсуждения учебного материала мыслительная деятельность сопровождается моторной, усиливается внимание, создаются комфортные условия для освоения учебной информации. Регулярность проведения лекций делает учебную деятельность планомерной и является организующим началом для учащихся, не обладающих умениями самоорганизации.

Однако есть студенты, которые лучше воспринимают материал, представленный другими способами, и посещение лекций для них является непродуктивной тратой времени. Поэтому предоставление свободного посещения лекций должно быть неотъемлемым условием индивидуализации обучения НГ.

Еще одним путем повышения эффективности лекционной формы обучения является предоставление студенту возможности выбора лектора, удовлетворяющего индивидуальным особенностям комфортного восприятия учебной информации, что в отечественных вузах еще реализуется редко.

Таким образом, предлагаемая технология индивидуализированного обучения НГ, предоставляет студенту право выбора источника приобретения теоретических знаний по дисциплине (учебная и методическая литература, конспекты лекций, мультимедийные лекции, традиционные лекции), формируя студента как активного субъекта процесса обучения и повышая его ответственность за результаты учебной деятельности.

Предоставлением свободного посещения лекционных занятий, как показывают результаты проведенного нами эксперимента, воспользовалось около 18% студентов (потока из 150 человек), что лишний раз подтверждает эффективность этой формы обучения для большинства обучающихся.

Начало

Далее