Содержание

 

2.3. Индивидуализация обучения с применением компьютерных технологий

Использованию компьютерных технологий в процессе обучения посвящены работы различных авторов В.Л. Латышев, Е.И. Машбиц,  М.Р. Меламуд, М.Ф. Меняева, И.В. Роберт, А.В. Соловова и др. ([54], [62], [63], [64], [86], [102]).

Наиболее полно, с нашей точки зрения, методические цели использования компьютеров в процессе обучения с позиции дидактических принципов сформулированы И.В. Роберт [86]. Перечислим те из них, которые могут быть поставлены при обучении начертательной геометрии:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения (за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов учебной деятельности;

- осуществление самоконтроля и самокоррекции;

- обеспечение возможности тренажа и осуществление с его помощью самоподготовки учащихся;

- высвобождение учебного времени без ущерба качеству усвоения за счет выполнения на ЭВМ трудоемких работ;

- вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала в режиме активного взаимодействия обучаемого с ЭВМ;

- создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации;

- усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций, или погружения в информационно-учебную среду);

- формирование логического образа мышления (например, за счет систематического выполнения логической последовательности всех операций, заложенных в программе);

- формирование умения принимать оптимальные решения или вариативные решения в сложной ситуации;

- формирование алгоритмической культуры учебной деятельности, информационной культуры (например, за счет использования редактора текстов, электронных таблиц, баз данных и интегрированных пользователем пакетов).

Достижению этих целей способствует дистантное обучение на основе использования компьютеров в качестве:

 1) инструмента формализации знаний о предметном мире – средства обучения;

2) активного компонента предметного мира (инструмента измерения, отображения, воздействия на предметный мир) – средства автоматизации;

3) инструмента педагогического общения – средства коммуникации.

Этими функциями компьютера определяется роль компьютерных технологий в обучении, которая подробно рассмотрена в следующем пункте.

Начало

Далее