Компьютер как средство коммуникации можно рассматривать только в том случае, если он подключен к сети. Сеть может быть локальной внутривузовской или мировой - INTERNET. Трудно определить границы возможностей «всемирной паутины», однако можно сформулировать те из них, которые, по нашему мнению, могут оказывать влияние на процесс обучения:
1. Современные поисковые системы INTERNET позволяют по ключевому слову сделать поиск всей имеющейся информации по данному вопросу и изучить её.
2. Возможность работы с библиотеками всего мира, открывает новые ранее недоступные источники информации (особенно для студента). Создание электронных библиотек, имеющих кроме электронных каталогов электронные версии изданий, позволяют сразу ознакомиться с содержанием интересующей статьи или книги.
3. Электронная почта – как средство коммуникации открывает новые горизонты для развития взаимоотношений студент – преподаватель.
Традиционные средства коммуникации – почта, телефон, телеграф не получили широкого применения в учебном процессе в то время как электронная почта имеет большие перспективы. Использование её в процессе обучения для индивидуальных консультаций приводит к тому, что, во-первых, студент оказывается перед необходимостью правильно письменно сформулировать интересующий его вопрос, что очень часто приводит к самостоятельному решению возникшей проблемы. Во-вторых, нет временных рамок, ограничивающих общение, т.е. при возникновении затруднений нет необходимости ждать консультации, занятия или искать преподавателя в университете, можно сформулировать вопрос в тот момент, когда он возник. В-третьих, общение переходит на личностный уровень преподаватель – студент, не нужно опасаться неадекватной оценки своих вопросов коллективом, присутствие которого на традиционных консультациях и практических занятиях ограничивает свободу общения.
Применение компьютерных коммуникационных средств ведет к значительным структурным и функциональным изменениям
в психической деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы,
процессы потребностно -мотивационной регуляции деятельности. Результаты анализа мотивационной сферы пользователей
Интернета, представленные в работе [5], говорят об уменьшении веса мотивов делового и профессионального характера в
деятельности пользователей Интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, рекреационного направления, мотивы личного
общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции.
Исследование, проведенное А.А. Андреевым с коллективом авторов [4], по анализу готовности студентов пятого курса МЭСИ к Интернет-обучению показали что, 56% опрошенных студентов готовы обучаться по предлагаемой технологии. Однако около 30% студентов психологически не готовы к увеличению доли самостоятельной работы в процессе обучения или не обладают достаточной материально-технической базой для реализации обучения по Интернет.
Анкетирование студентов первого курса факультетов механико-технологического и летательных аппаратов НГТУ, проведенное автором, показало, что использовать компьютер в процессе обучения начертательной геометрии желали в 2000 году 93% из 124 опрошенных студентов, 2001 году – 73% (из 78), 2002 году – 38% (из 151) на первой лекции и 85% в конце семестра (см. анкеты в приложении 7). При этом хочется отметить, что на вопрос: «Как и для чего, по Вашему мнению, можно использовать компьютер и программное обеспечение при изучении начертательной геометрии?» ни один студент не ответил, что компьютер может быть средством общения с преподавателем.
Коммуникационная функция компьютера осуществлялась нами для предоставления студентам возможности получения
дополнительных консультаций у преподавателя с помощью электронной почты, а также представления на проверку индивидуальных
заданий, выполненных в электронном виде. Практика показала, что сегодня этот способ общения с преподавателем доступен
незначительной части студентов. Только два студента экспериментальных групп 2002 года полностью перешли на использование
электронной почты для представления заданий на проверку и индивидуальных консультаций. Кроме того, ограничивающим фактором
применения Интернета является то, что для большинства студентов его использование требует дополнительных материальных затрат.
Несмотря на это, на основании наших наблюдений и можно сделать вывод, что возможность экстренного общения с
преподавателем с помощью электронной почты получила высокую оценку большинства.
Использование при выполнении индивидуальных графических заданий прикладных программ, позволяет студенту в процессе обучения начертательной геометрии освоить какой-либо графический редактор, что само по себе является интеллектуальным развитием личности, а в условиях современного производства способность использования компьютера для решения инженерных задач – обязательное требование к квалифицированному специалисту. Осознание этого студентом, качественно меняет его отношение к предмету в целом.
Наблюдения показывают, что возможность выполнения графических работ на компьютере, кардинально меняет отношение к начертательной геометрии в положительную сторону. Это связано с тем, что применение компьютера в качестве электронного кульмана значительно повысило интерес к процессу черчения у студентов, чьи графические работы, правильно выполненные в карандаше, оценивались низко из-за качества графики и шрифта. Красиво, с точки зрения технической эстетики, могут выполнить чертеж карандашом один-два студента из потока в 100 человек. При этом развитие этих навыков, с нашей точки зрения, не является целью высшего образования, они формируются на более ранних стадиях обучения. Школьный курс черчения ставит перед собой задачи формирования у учащихся различных качеств, в том числе «обеспечивает приобретение учащимися умения чертить чертежи и развивает у них точность движений…» [13, С.29].
Анализ студенческих работ по начертательной геометрии, показывает, что наибольшие временные затраты связаны с построением чертежа, многократным перечерчиванием, связанным с неточностями в построении, а не с недостатком знаний. Опыт подтверждает то, что студенты, использующие возможности плоского черчения графического пакета bCAD в процессе решения на компьютере задач по начертательной геометрии, выполняют все предусмотренные алгоритмом решения задачи построения с высокой точностью. При этом на результат влияет только осмысленность действий, а не точность построения.
Кроме того, использование прикладных графических программ дает возможность представлять задания в электронном виде, что позволяет студенту избежать механического перечерчивания исходных данных, а в соответствии с требованиями задачи доработать чертеж. При этом основное время, затрачиваемое студентом на выполнение задания, экономится и используется для изучения теоретических вопросов. Тогда как, механическое перечерчивание большого объема работ способствует зарождению привычки работать по шаблону. Анализ показывает, что чем больше в задании имеется элементов перечерчивания, тем больше ошибок допускают студенты при его выполнении [109].
Использование компьютера как средства автоматизации графических работ в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам имеет ряд достоинств. Среди них – повышение интереса к обучению, уменьшение временных затрат на оформление работ, возможность построения модели изучаемого геометрического объекта для развития пространственных представлений и т.п. В то же время необходимо отметить и недостатки этого использования – трудность проверки графических работ, представленных в электронном виде, «обезличивание» чертежа, требующее разработки большого количества вариантов заданий, необходимость ограничения времени работы на компьютере с целью сохранения здоровья студентов и преподавателей.
При анализе особенностей компьютеризации обучения Е.И. Машбиц выделил возможности, предоставляемые компьютером, используемым в качестве средства обучения:
1) многообразие форм представления учебной информации;
2) усиление мотивации учения;
3) активизация роли учащихся в учебном процессе;
4) расширение наборов применяемых учебных задач;
5) качественное изменение контроля деятельности учащихся, обеспечивающее гибкость управления учебным процессом;
6) формирование у учащихся рефлексии своей деятельности [62].
Эти возможности реализуются на разных этапах изучения учебного материала. На каждом этапе компьютер выполняет определенную функцию, которая обеспечивается соответствующими средствами:
1) введение учебного материала – информационная функция (электронные лекции, учебники, справочники и т.д.);
2) закрепление учебного материала – формирующая (электронные задачники, тренажеры и т.д.);
3) проверка знаний и умений – контролирующая (контролирующие компьютерные программы).
По нашему мнению, электронное учебное пособие (ЭУП) выполнение всех перечисленных функций.