Интенсивное развитие информационных средств коммуникации в конце XX века способствовало созданию новых образовательных технологий, позволяющих организовать обучение на расстоянии.
В связи с этим возникли понятия: «дистанционное обучение», «дистантное обучение», «открытое обучение», «телеобучение», «виртуальное обучение» ([3], [21], [33], [42], [48], [76], [112] и др.). Проанализируем современные трактовки понятий дистанционного и дистантного обучения.
Определения понятия «дистанционное обучение» приведены в работах А.А. Андреева, В.П. Кашицина, В.Н. Кухаренко, Е.С. Полат, Э.Г. Скибицкого, А.В. Соловова, А.Ю. Уварова, Л.И. Холиной, А.В. Хуторского и др., а также в концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России ([2], [3], [42], [48], [76], [79], [96], [101], [112], [117]).
Так, Е.С. Полат определяет дистанционное обучение как «обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространством» [79]. А.Ю.Уваров в понимание дистанционного образовании также включает географическую разобщенность обучаемых и преподавателей, но выделяет в качестве определяющего критерия использование в процессе обучения современных средств коммуникации (телевидение, радио, INTERNET и т.п.) [112].
Э.Г. Скибицкий и Л.И. Холина под дистанционным обучением понимают «такой вид заочного обучения, который осуществляется при отсутствии непосредственного контакта с педагогом, при наличии модели преподавания и использования современных информационных и коммуникационных технологий для управления процессом обучения» [96, C8].
В понимании В.П. Кашицин дистанционное обучение – эта такая организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базируясь на самостоятельном обучении студента, при этом учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации [42].
Дистанционное обучение, по определению А.А. Андреева, – «это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [3].
В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России дистанционное обучение определяется как «универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени» [48].
Дистанционное обучение, по определению А.В. Соловова, – «новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации» [101].
Возникновение термина «дистанционное обучение» связано с возможностью получения образования на расстоянии. Однако, как видно из приведенных определений, в процессе эволюции этот термин изменяет свое первоначальное значение: расположение обучаемого в пространстве и во времени перестает быть определяющим фактором, приоритетным становится создание условий для самостоятельного обучения, формирования личной образовательной стратегии обучаемого. С внедрением в учебный процесс современных средств коммуникации проблема доступности учебной информации перестала быть актуальной.
Понятие «дистантное обучение» рассмотрено в работах А.В. Дмитриевой, А.Ж. Жафярова, А.Д. Иванникова, Н.М. Игошиной, А. Н. Тихонова, Е.Я. Яровой и др. ([32], [33], [38], [108], [132]).
По определению А.Ж. Жафярова, дистантная система обучения – «это система, позволяющая создать благоприятные условия для развития обучаемого как личности за счет увеличения времени на самостоятельное освоение изучаемых предметов при одновременном уменьшении количества аудиторных занятий и при хорошем сервисном обеспечении и обслуживании учебного процесса» [33, с. 6]. А.В. Дмитриева под дистантным обучением понимает «систему взаимосвязанных средств, организационных форм, методических приемов взаимодействия субъектов образовательного процесса, базирующуюся на специальном учебно-дидактическом комплексе и предусматривающей существенное увеличение доли самостоятельной работы студентов» [32, с.2].
В определении дистантного обучения акцент делается не на удаленность субъектов образовательного процесса в территориально-временном плане, а на создание комфортных условий для самостоятельной работы обучающихся. Под созданием комфортных условий подразумевается создание учебно-методического обеспечения и технологии его подачи потребителю. Характеристический признак дистантного обучения: «обучение – это активное самообучение» остается неизменным на протяжении всего рассмотренного периода.
Таким образом, современное понимание терминов «дистанционное обучение» и «дистантное обучение» позволяет использовать их в качестве синонимов, что сделано в дальнейшем изложении.
В своем исследовании мы придерживаемся концепции дистантной системы образования (ДСО) А.Ж. Жафярова и рассматриваем элементы этой системы в соответствии с предложенной им структурой: обеспечение (научное и учебно-методическое) и организация. При этом обеспечение должно включать следующие компоненты: конспекты лекций, сборник задач, разработка практических занятий, стандарты, методические рекомендации, зачетные и экзаменационные материалы, индивидуальные задания, ЭВМ-учебник [33].
Применение элементов ДСО возможно при очной и заочной формах образования. Традиционное заочное образование можно охарактеризовать жестким регламентом: установочные лекции, самостоятельная межсессионная работа, экзаменационно-зачетные сессии, жесткий набор дисциплин для обучения и последовательность их изучения, время общения с преподавателем чаще всего ограничено сессионным периодом и т.п. Если ввести гибкий график учебы и возможность выбора дисциплин для изучения студентом, сдачу экзамена по курсу в удобный для студента момент, расширить контакты с преподавателем в межсессионный период за счет использования СНИТ (электронной почты, аудио- и видеоконференций и т. д.), то, по мнению А.А. Андреева, заочное обучение трансформируется в новую форму, которая по своим свойствам близка к идеальному дистанционному обучению [3].
Для традиционно организуемого очного образования также характерен жесткий регламент, но увеличено время общения студента с преподавателем, хотя оно также чаще всего ограничено рамками аудиторных занятий. Внесение в процесс обучения академической свободы и упорядочение самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин позволяют получить некую форму дистантного образования. Так, А.В. Дмитриевой при разработке одной из возможных версий концепции дистантного обучения (технологии дистантного обучения геометрии студентов дневного отделения математического факультета педагогического университета) была предоставлена студентам возможность свободного посещения занятий, изменены способы организации учебной деятельности и формы взаимодействия обучаемых с преподавателем, а для организации самостоятельной работы по изучению предмета использовался специально созданный учебно-дидактический комплекс [32].
Обеспечение студента необходимыми учебно-дидактическими комплексами, содержащими конспекты лекций, сборники задач, зачетные и экзаменационные материалы, индивидуальные задания, электронные учебники, методические рекомендации и т.д., позволяет облегчить учебную деятельность студентов и создать комфортные условия для их творческой активности и самостоятельности.
В развитии современного образования можно выделить одну из основных тенденций – стремление к активной самостоятельной деятельности обучающихся [97]. Эта тенденция получила развитие в новых государственных образовательных стандартах посредством регламентированного увеличения доли самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин.
ДО способствует реализации этой тенденции. По мнению А.В. Хуторского, оно «призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном обучении:
– усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;
– резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населенного пункта, имеющего телесвязь;
– получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;
– увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;
– более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей;
– возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах» [117].
Классифицируя методы дистанционного университетского образования, выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, В.П. Кашицин выделил следующие:
1) методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение);
2) методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному»);
3) методы, в основе которых лежит представление группе студентов учебного материала преподавателем или экспертом (обучение «один к многим»);
4) методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний [42].
Опыт работы показывает, что применение системы дистантного обучения способствует формированию умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности и развитию учебной активности обучающихся. Асинхронность в планировании графика учебной работы предоставляет широкий спектр возможностей для проявления активности студентов. Например, студент может самостоятельно осуществлять планирование своих занятий, заявленных в расписании учебного заведения, так как «при достаточно полной асинхронности даже продолжительность курсов заранее строго не задана и может быть для разных студентов различной» [24]. Движущей силой учебного процесса становится инициатива обучаемого, который благодаря ней переходит в ранг обучающегося.
Правильное планирование своего учебного процесса является сложной задачей для студента первого курса, вчерашнего школьника. В школе принимать самостоятельные решения ему практически не приходилось. Содержание, объем и последовательность изучения учебного материала определялись учителем. Причем мнение учителя имело большое значение для школьника, который ставил перед собой цель продолжения образования, поступления в высшее учебное заведение. Сегодня многие школы перешли на профильное обучение, позволяющее направленно развивать подростка в зависимости от его склонностей и способностей. Несмотря на то, что при выборе профиля обучения в вузе старшеклассник проявляет большую самостоятельность, чем при выборе профильного класса, доминирующее значение в принятии этого решения принадлежит учителям и родителям. Как показали результаты констатирующего эксперимента, из 143 опрошенных студентов первого курса 74% подтвердили, что на выбор ими профессии в разной степени повлияло мнение родителей, причем для 19,8% из них оно было определяющим.
В официальных документах министерства образования подчеркивается также недостаточно высокий уровень сформированности умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников. В условиях модернизации содержания общего образования планируется изменение методов и технологий обучения на всех ступенях, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентаций [107].
В связи с этим, мы считаем, что использование элементов дистантной системы при обучении студентов первого курса способствует формированию их как активных субъектов образовательного процесса, развитию их самостоятельности и адекватной самооценки.
Поступление в высшее учебное заведение приводит к изменению привычных отношений: исчезает контроль со стороны родителей, который поддерживался школой, и нет привычной для вчерашнего школьника опеки со стороны преподавателей. Обучение в высшем учебном заведении – процесс, предполагающий совсем другие отношения – отношения партнерства, и инициатива в приобретении знаний должна исходить от обучающегося.
Способность к самоорганизации приобретает совершенно новое значение. Для каждого учебного предмета в государственном образовательном стандарте и учебных планах составлены требования к содержанию обучения и определен объем аудиторной и внеаудиторной работы студента. Оценка результатов самостоятельной работы производится преподавателем не каждую неделю, а в соответствии с календарным планом, т.е. нет постоянного контроля, что делает возможной ситуацию, когда задания выполняются нерегулярно, эпизодически, особенно если студент не умеет правильно организовать свою внеаудиторную работу. Поэтому большое значение имеет формирование у студентов первых курсов умений самостоятельного планирования и организации внеаудиторной учебной деятельности, рационального использования всех форм обучения (лекций, практических занятий, лабораторных практикумов и консультаций) и источников информации. Формированию этих умений способствует использование элементов ДСО в процессе обучения.
Выбор компонентов учебно-методического обеспечения ДСО может быть обоснован, с одной стороны, необходимостью индивидуализации обучения на всех этапах изучения учебного материала. Так, электронное учебное пособие, включающее конспекты лекций, практикум по решению задач, контрольные вопросы и варианты зачетных заданий, позволяет индивидуализировать обучение на этапах введения, закрепления и проверки усвоения содержания, а система индивидуализированных задач – на этапах закрепления и проверки.
С другой стороны, перечисленные элементы ДСО могут быть реально дифференцированы по уровням овладения учебным материалом в зависимости от выделенных в исследовании индивидуальных особенностей студентов.
Так, использование мультимедийных возможностей компьютера в электронном учебном пособии предоставляет студенту выбор наиболее доступной для него формы и степени подробности представления учебной информации в зависимости от его уровня развития пространственного мышления. Представление учебного материала с различной степенью подробности и доступности, позволяющее освоить содержание предмета всем студентам независимо от их уровня обученности, развития общих и специальных способностей, направленности личности является серьезной дидактической проблемой. Признано, что недоступность содержания предметных областей препятствует формированию высокого уровня мотивации учебной деятельности у студентов. Преимущества компьютерного учебника или учебного пособия заключаются также в индивидуализации обучения за счет изменения обучаемым последовательности изучения учебного материала с учетом своих индивидуальных возможностей.
Увеличение доли самостоятельной работы требует учета уровней сформированности у студентов умений самостоятельной учебной деятельности. Этот учет может быть осуществлен с помощью индивидуальных консультаций. Студенты, не обладающие достаточным уровнем названных умений, а, следовательно, не умеющие правильно организовывать свою деятельность, получают возможность проконсультироваться с преподавателем. В этом случае преподаватель выступает в роли тьютора.
Консультации могут касаться и вопросов освоения содержания учебного материала, особенно при использовании современных средств обучения. Включение в процесс обучения таких элементов ДСО как «видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными» [101].