Как отмечено во введении и первой главе, методологической основой исследования являются системный и личностный подходы, а также теория индивидуализации обучения, концепция личностно-ориентированного образования и обучения, концепция дистантной системы образования, теория компьютеризации образования. В основе разработанной автором технологии лежит идея индивидуализации обучения начертательной геометрии студентов. Она оправдывает выбор перечисленных подходов и концепций и практически реализуется в индивидуализации целей обучения, содержания учебного материала и введении элементов ДСО в процессуальную часть технологии.
Использование такой технологии неразрывно связано с повышением роли самостоятельной работы студента в учебном процессе, что противоречит комфортной для него, пассивной форме обучения. Для разрешения этого противоречия необходимо создать условия, позволяющие в учебном процессе учесть индивидуальные особенности студентов и направленные на формирование активной учебной позиции личности.
Созданию этих условий при обучении начертательной геометрии способствуют следующие технологичные действия:
1) обеспечение гибкости учебных программ, позволяющей учитывать в процессе обучения индивидуальные особенности;
2) предоставление необходимого материала для самостоятельного изучения предмета (в бумажном и электронном видах) с методическими консультациями по их использованию;
3) создание критериев оценки работы, позволяющих развивать способность адекватной самооценки;
4) качественное обновление учебно-методической литературы, создание электронных учебников и пособий, способных предоставить студенту свободу выбора источника учебной информации и степени её подробности;
5) внедрение в учебный процесс современных средств коммуникации;
6) использование прикладных графических программ при изучении теоретических основ курса «Начертательная геометрия» и для выполнения индивидуальных графических заданий;
7) предоставление академических свобод обучающимся, таких как свободное посещение занятий, возможность выбора преподавателя и способа обучения.
Эти действия и легли в основу предлагаемой технологии индивидуализированного обучения начертательной геометрии студентов технического вуза.
Индивидуализация целей осуществляется студентом самостоятельно в зависимости от его уровня обученности, обучаемости, развития пространственного мышления, умений самостоятельной учебной деятельности. Так, студент может выбрать в качестве обучающей цели приобретение предметных знаний и умений на базовом, повышенном или высоком уровне усвоения, который может меняться в процессе продвижения по учебному курсу. Развивающая цель может быть сформулирована как повышение уровня пространственного мышления, общих умственных способностей.
В соответствии с поставленными целями студент определяет индивидуальную траекторию движения по учебному материалу, выбирая степень подробности его представления, сложности учебных задач. Таким образом, осуществляется индивидуализация целей и содержания учебного материала во второй форме, т.е. их уровневая дифференциация.
Разработанная технология направлена на формирование умений самоорганизации в процессе обучения начертательной геометрии. Только календарный план изучения дисциплины ограничивает предоставляемые студенту академические «свободы». Однако обучающийся имеет возможность формировать наиболее подходящий сценарий обучения, выбирать темп и уровень изложения материала, системы задач и вопросов, последовательность их предъявления, т.е. составить индивидуальный календарный план, который после согласования с преподавателем может использоваться в учебном процессе. Недостаток в умениях самоорганизации можно восполнить за счет аудиторных консультаций с преподавателем, которые внесены в расписание, или общения с помощью электронной почты.
Для реализации технологии индивидуализированного обучения НГ в традиционный учебный процесс (лекции, практические занятия, экзамен) были введены следующие инновации:
1. Увеличение доли самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности.
2. Система индивидуализированных задач для практических занятий и внеаудиторной работы.
3. Электронное учебное пособие, включающее рабочие программы, лекции, практикум по решению задач, индивидуальные графические задания, контрольные вопросы, критерии оценки.
4. Аудиторные консультации с преподавателем и общение с помощью электронной почты.
5. Рейтинговая система оценивания, сопровождаемая подробными критериями оценки.
Использование этих инноваций определяет изменения во взаимодействии субъектов процесса обучения. Направления деятельности преподавателя и студента отражены на рисунке 1.
Основой формирования взаимоотношений студента и преподавателя являются методические рекомендации по обучению НГ, представленные на бумажном носителе и в составе электронного учебного пособия в виде рабочих программ, которые составлены автором на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям, обсуждены на заседании кафедры «Инженерная графика» Новосибирского государственного технического университета протокол №7 от 02.07.2001г., согласованы с соответствующими выпускающими кафедрами и утверждены деканом Механико-технологического факультета. В рабочих программах отражены требования к обязательному минимуму содержания, цели и задачи дисциплины, содержание и календарный план обучения (приложение 1), расчетно-графические работы, примеры контролирующих материалов и представлен список учебно-методической литературы.
Рисунок 1. Технологическая схема взаимодействия субъектов процесса обучения
|