Основываясь на утверждении о системной взаимосвязи компонентов обучения, основным методологическим подходом данного исследования признан системный подход. В соответствии с ним обучение анализируется как система, состоящая из субъектов (преподаватель и студент), целей, содержания и процессуальных компонентов обучения (методы, средства, организационные формы). При этом системообразующей связью между компонентами обучения является взаимодействие преподавателя и студента. Реализация системного подхода в познании состоит в описании свойств компонентов целостной системы, выявлении иерархических связей и взаимодействий между ними, анализе структуры и условий существования системы ([10], [34], [89], [128]). Применяя системный подход к исследованию системы обучения, необходимо учитывать ее социальный характер. Одной из принципиальных особенностей социальных систем, по мнению И.В. Блауберга [10], является наличие ценностного инварианта, имеющего общественный и индивидуальный аспекты. Таким образом, системный анализ процесса обучения в вузе как объекта исследования состоит в описании всех компонентов обучения. При этом в управлении системой ведущая роль отводится ее субъектам. Соответственно при изучении системы ведущим признается личностный аспект.
Признание приоритета активной личностной позиции обучающегося в формировании компонентов обучения, а также выбор объекта и предмета исследования определяют в качестве ведущих теоретических позиций исследования концепцию гуманизма, синергетический подход, теорию личностно-ориентированного обучения.
Основной идеей гуманистической философии является признание ценности человека как личности, его права на проявление и развитие своих способностей. Гуманистический подход в обучении реализуется посредством его индивидуализации и дифференциации. Как отмечает М.Н. Берулава, «самое важное в данном подходе – не формирование у учащихся каких-то нормативных знаний, но механизмов самообучения и самовоспитания с учетом максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого учащегося» [9, с. 9].
Эти идеи перекликаются с основными положениями синергетического подхода, сущность которого состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессом самоорганизации в системах, в том числе и в педагогических системах. При этом самоорганизация выступает как основа эволюции, развития системы [89]. Представляя развивающуюся личность как систему ее индивидуальных качеств, можно считать процесс ее самоорганизации состоящим из самосознания, самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации, саморегуляции. Именно развитие самостоятельности студента на каждом из этих этапов и позволит ему развить себя, свои индивидуальные способности. Роль преподавателя как субъекта процесса обучения заключается в предоставлении студенту необходимых условий саморазвития.
Такие условия позволяют создать личностно-ориентированное обучение через его индивидуализацию и дифференциацию. В подтверждение такого вывода приведем слова доктора психологических наук И.С. Якиманской: «Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» [129, с. 5]. В дальнейшем исследовании при индивидуализации содержания и процесса обучения мы опирались на рекомендации И.С. Якиманской, В.В. Серикова и других ученых, развивающих идеи личностно-ориентированного обучения ([17], [94], [129]).