Подпись:  

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная гуманистическая парадигма образования определяет его личностную ориентацию. В частности, одним из основных направлений развития высшего образования признается: «обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования» [114]. Согласно Федеральной программе развития образования (до 2005 г.), а также Концепции  модернизации российского образования (до 2010 г.), Национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025 г.) успешному осуществлению  этого направления способствует использование технологий открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных технологий ([47], [72]).

Их применение позволит обеспечить повышение качества высшего профессионального образования, уровня подготовки специалистов, конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда. Эти задачи особенно актуальны в современном российском обществе. Оно нуждается в высоко квалифицированных специалистах, способных восстановить и обеспечить развитие экономики страны, сохранив отечественные традиции.

В Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации в 2001 г.,  предусматривается усиление роли механизма реализации государственных приоритетов в профессиональном образовании. Его роль состоит в формировании «кадрового запаса» для развития перспективных рынков и технологий, подготовка кадров для тех отраслей, которые еще не начали предъявлять широкого платежеспособного спроса на выпускников. В связи с тем, что к таким отраслям относится промышленность, проблема качественной подготовки специалистов в системе высшего технического образования является своевременной.

Актуальность проблемы повышения качества высшего образования подтверждается включением задачи её решения в план Межвузовской комплексной программы “Наукоемкие технологии образования”  (приказ Минобразования РФ № 252 от 30.01.98) и в научную программу «Научное, научно‑методическое, материально‑техническое и информационное обеспечение системы образования», подпрограмму «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования системы образования», в реализации которых принимал участие автор исследования.

 Проблема качественной подготовки специалистов в системе высшего технического образования является наиболее острой. В то время как стране необходимы квалифицированные инженеры, престиж профессии за годы реформ резко снизился, изменилась структура приема студентов в высшие учебные заведения. В Федеральной программе развития образования отмечается, что уменьшается прием на инженерные специальности вузов, а на экономические и юридические – резко возрастает. «Такая тенденция начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики Российской Федерации, научно-технического прогресса» [114].

Следствием такой диспропорции, по нашему мнению, является несколько более низкий уровень школьной подготовки абитуриентов, поступающих в технические вузы на инженерные специальности, в сравнении с рядом других. Этот вывод подтверждается и результатами
проведенного автором констатирующего эксперимента: подавляющее большинство первокурсников испытывают трудности при изучении начертательной геометрии, и наиболее веской причиной их, по мнению респондентов, является недостаточный уровень их школьной подготовки. Вместе с тем, постоянно увеличивается объем научно-технической информации, которая должна быть освоена студентами в процессе обучения. Сложившаяся ситуация объясняет своевременность постановки таких образовательных целей, как индивидуализация обучения студентов технических вузов и, как следствие, повышение качества их образования. Дополняя эти цели обучения для студентов-первокурсников, можно утверждать, что  в первую очередь необходимо развивать их познавательную самостоятельность, формировать умения самообразования. Достижение этих целей имеет большое значение при изучении студентами общепрофессиональных дисциплин, в том числе и начертательной геометрии.

Проблемы индивидуализации обучения, как учета индивидуальных особенностей учащихся в различных его компонентах, рассматривались многими психологами, педагогами, методистами. Исследованию индивидуальных психологических особенностей личности обучаемых посвящены работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Э.А. Голубевой, З.И. Калмыковой, Г. Клауса, В.А. Крутецкого, Т.В. Кудрявцева, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской. и других ученых. Педагогические аспекты проблемы индивидуализации обучения нашли отражение в трудах Ю.К. Бабанского, Е.А. Голанта, О.С. Гребенюка, А.А. Кирсанова, Е.С. Рабунского, И.Э. Унт и других авторов. Технологии и методики индивидуализированного обучения разрабатывались многими отечественными
специалистами, среди которых можно назвать М.И. Башмакова, Г.А. Берулаву, Е.С. Рабунского, И.Э. Унт, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманскую. Особенно много исследований по проблеме индивидуализации обучения появилось в последнее десятилетие. Педагогическим и методическим вопросам индивидуализации обучения учащихся посвящены работы Н.В. Ахаевой, Е.Ю. Берлизовой, З.С. Варфоломеевой,  А.А. Жданова, Н.С. Захаренко, Е.Б. Манузиной, О.В. Протопоповой, Л.В. Семиной, В.И. Снегуровой, Е.А. Яровой, студентов – Н.М. Игошиной, Е.А. Киселевой, Г.И. Китайгородской, З.Т. Кокоевой, С.Б. Пустовалова, О.В. Романовой, В.П. Русанова, А.Е. Тулинцева и других.

Ряд работ посвящен использованию технологий дистанционного (или дистантного) обучения в условиях его индивидуализации. В нашем исследовании мы используем термины «дистантный» и «дистанционный» как синонимы, разница между ними представляется нам в расстановке акцентов. Так, основным свойством понятия «дистанционное обучение» является удаленность субъектов учебного процесса в территориально-временном плане, а понятия «дистантное обучение» –  создание комфортных условий для самостоятельной работы учащихся.

Педагогические и методические аспекты дистанционного обучения рассмотрены в научных исследованиях Г.А. Андриановой, Н.Ю. Воловой, А.В. Дмитриевой, Д.В. Долгих, Е.Н. Кулеминой, С.Л. Малышева, М.И. Нежуриной, М.А. Овчинниковой, Е.А. Плотниковой и др. Теоретическому изучению проблемы дистанционного образования посвящены  работы А.А. Андреева, А.Ж. Жафярова, В.П. Кашицина, В.Н. Кухаренко,   Е.С. Полат, А. Н. Тихонова, А.Ю. Уварова, А.В. Хуторского. Министерством образования РФ разработана Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. В ряде работ подтверждается тезис о целесообразности использования элементов этой системы в условиях индивидуализации обучения отдельным предметам, в частности математике. Опираясь на это мнение специалистов, можно предположить, что элементы дистантной системы обучения можно эффективно использовать и при организации индивидуализированного обучения начертательной геометрии студентов технических вузов. Анализируя результаты научных исследований и публикаций по дидактическим проблемам обучения начертательной геометрии, автор не обнаружил специальных исследований, посвященных выяснению истинности сформулированного выше предположения. Тем не менее, в практике преподавания применяются такие элементы учебно-методического обеспечения дистантной системы как конспекты лекций, индивидуальные задания, контрольные материалы и т.д. В то же время, рассматривая их, мы пришли к выводу, что содержание большей части этих элементов не ориентировано на учет индивидуальных особенностей студентов. Например, варианты традиционных индивидуальных заданий по начертательной геометрии представляют собой однотипные задачи. Следовательно, требуется теоретически обосновать изменения, которые необходимо внести в содержание элементов дистантной системы, и разработать соответствующее учебно-методическое обеспечение индивидуализированного обучения начертательной геометрии.

Таким образом, результаты анализа научно-педагогической литературы и изучения педагогического опыта свидетельствует о том, что существует противоречие между необходимостью достижения современного качества подготовки инженеров в технических вузах и недостаточной разработанностью соответствующих дидактических средств. В широком смысле к ним можно отнести как педагогические технологии, методики, системы обучения в целом, так и их отдельные структурные компоненты. В соответствии с темой проблема данного исследования состоит в разработке дидактических средств, применение которых позволит повысить качество подготовки студентов технических вузов по начертательной
геометрии. При этом качество определяется уровнем знаний и умений студентов по начертательной геометрии.

Цель исследования: создание технологии индивидуализированного обучения начертательной геометрии студентов технических вузов, позволяющей повысить качество предметной подготовки.

 Проведенный теоретический анализ проблемы исследования и результаты констатирующего и поискового эксперимента позволили сформулировать гипотезу исследования: использование технологии индивидуализированного обучения с элементами дистантной системы образования будет способствовать повышению качества обучения начертательной геометрии студентов технических вузов.

Объектом исследования является обучение начертательной геометрии в вузе, а его предметом – индивидуализация обучения начертательной геометрии студентов технических вузов.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования поставлены следующие частные задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы исследования, раскрыть методологические, психолого-педагогические и методические подходы к индивидуализации обучения начертательной геометрии.

2. Сформулировать требования к системе индивидуализированных задач по начертательной геометрии и разработать в соответствии с ними систему задач.

3. Разработать электронное учебное пособие, ориентированное на индивидуализацию обучения начертательной геометрии студентов технических вузов.

4. Разработать технологию индивидуализированного обучения начертательной геометрии с элементами дистантной системы образования.

Методологической основой исследования являются системный  и личностный подходы. Исследование опиралось на теории индивидуализации обучения (А.А. Кирсанов, И.Э. Унт, В.Д. Шадриков и др.), концепцию личностно-ориентированного образования и обучения (В.В. Сериков,   И.С. Якиманская и др.). Кроме того, при решении частных задач нами были использованы основные положения концепций дистантной (дистанционной) системы образования (А.А. Андреев, А.Ж. Жафяров и др.), теории компьютеризации образования (И.И. Мархель, Е.И. Машбиц, и др.) и других концепций.

Для  решения частных задач исследования использовались следующие методы:

     анализ философской, психолого-педагогической, математической и методической литературы по теме исследования;

     наблюдение и анкетирование студентов;

     изучение и обобщение педагогического опыта;

     педагогический эксперимент.

Исследование осуществлялось автором на кафедре геометрии и методики преподавания математики Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ). Экспериментальное обучение студентов начертательной геометрии с использованием разработанной технологии проводилось на кафедре «Инженерная графика» Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).

На первом этапе исследования (1995-1998 годы):

     на основе анализа педагогической, философской и психологической научной литературы, посвященной теме исследования, изучено современное теоретическое и практическое состояние проблемы;

     проведен констатирующий эксперимент, включающий выявление противоречий, существующих в преподавании начертательной геометрии, и затруднений студентов при изучении дисциплины;

     разработана концепция технологии индивидуализированного обучения начертательной геометрии.

На втором этапе исследования (1999-2001 годы):

     разработана структура и состав учебно-методического обеспечения индивидуализированного обучения начертательной геометрии;

     проведен поисковый эксперимент, содержащий исследование влияния элементов технологии индивидуализированного обучения на качество обучения.

На третьем этапе исследования (2001-2002 годы):

     проведен обучающий эксперимент, направленный на обоснование эффективности технологии индивидуализированного обучения начертательной геометрии с элементами дистантной системы образования;

     обобщены результаты и сделаны выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– создана технология индивидуализированного обучения  начертательной геометрии студентов технических вузов с элементами дистантной системы образования;

– сформулированы требования к системе индивидуализированных задач по начертательной геометрии;

– разработаны структура и содержание электронного учебного пособия, ориентированного на индивидуализацию обучения начертательной геометрии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором разработана технология индивидуализированного обучения начертательной геометрии студентов технических вузов с элементами дистантной системы образования, использование которой формирует
студента как активного участника образовательного процесса и повышает качество предметной подготовки.

Практическая значимость работы состоит в разработанном учебно-методическом обеспечении преподавания начертательной геометрии в техническом вузе, включающем учебник, электронное учебное пособие, систему индивидуализированных задач. Оно может быть использовано при создании учебных и методических пособий по начертательной геометрии.

Достоверность и обоснованность научных положений диссертационной работы подтверждаются их согласованностью с научными положениями и практикой российских и зарубежных ученых-педагогов в области теории и методики преподавания математических дисциплин общего и  профессионального уровня, обеспечены теоретическим и экспериментальным доказательством выдвинутых утверждений, применением комплекса методов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Внедрение элементов учебно-методического обеспечения и организации дистантной системы в обучение начертательной геометрии студентов технических вузов повышает качество их предметной подготовки.

2. Использование в процессе обучения начертательной геометрии электронного учебного пособия, системы индивидуализированных задач, созданных автором, позволяет учесть при обучении индивидуальные особенности студентов технических вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования докладывались автором на научно-методических семинарах кафедры геометрии и методики преподавания математики НГПУ и кафедры инженерной графики НГТУ (1999 – 2002 гг.), на научных конференциях в СибГУТИ (1997 г.), НГТУ (Нижний Новгород, 1998, 2001 гг.), РГАТА (Рыбинск, 2000 г.), НГТУ (Новосибирск, 2000 г.), МЭСИ (Москва, 2001 г.). Результаты исследования внедрены в учебный процесс на кафедре инженерной графики НГТУ. Разработанное учебно-методическое обеспечение используется в Новосибирском технологическом институте филиале Московского государственного университета  дизайна и технологии  (НТИ МГУДТ), Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (НГАСУ).

Диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. В первой главе на основании анализа психолого-педагогической, учебной и методической литературы выявлено современное состояние проблемы, исследованы объект и предмет. Вторая глава посвящена описанию технологии индивидуализированного обучения  начертательной геометрии студентов технических вузов, опыта её реализации, организации и результатов педагогического эксперимента. Содержание отражает логику исследования и соответствует поставленным задачам.

Начало

Далее