Содержание

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе теоретико-экспериментального исследования, ставившего своей целью создание технологии индивидуализированного обучения начертательной геометрии студентов технических вузов, позволяющей повысить качество предметной подготовки,   были получены следующие основные выводы и результаты:

1.     С позиций личностно-ориентированного обучения и системного подхода к его анализу выявлен комплект индивидуальных особенностей студентов технических вузов, которые следует учитывать при индивидуализации обучения начертательной геометрии. Он включает следующие особенности: обученность по геометрии, черчению, компьютерную грамотность, уровень сформированности умений самостоятельной работы, уровень развития пространственного мышления.

2.     Теоретически и экспериментально обоснован вывод о целесообразности применения при обучении начертательной геометрии технологии индивидуализированного обучения с элементами дистантной системы образования (учебно-методического обеспечения и организации). Выбор элементов учебно-методического обеспечения ДСО обоснован, с одной стороны, необходимостью индивидуализации обучения на всех этапах изучения учебного материала, с другой стороны, возможностью их реальной дифференциации по уровням овладения учебным материалом в зависимости от выделенных в исследовании индивидуальных особенностей студентов. К таким элементам отнесены электронное учебное пособие, включающее конспекты лекций, практикум по решению задач, контрольные вопросы и варианты зачетных заданий; система индивидуализированных учебных задач.

3.     Создано электронное учебное пособие, ориентированное на индивидуализацию обучения начертательной геометрии. Учет индивидуальных особенностей студентов обеспечен следующими особенностями структурных компонентов пособия: представление учебной информации в мультимедийных лекциях с различной степенью подробности и наглядности; сопровождение практикума по решению типовых задач образцами их пошагового решения; введение критериев рейтинговой оценки; индивидуализация графических задач; наличие прикладной графической программы для просмотра моделей рисунков.

4.     Сформулированы две группы требований к системе индивидуализированных задач, ориентированной на использование ее в обучении начертательной геометрии.  К первой отнесены требования, обеспечивающие систематизацию: наличие системообразующей связи, существование внутрисистемных связей, включение всех подлежащих усвоению и разнообразных типов задач, предшествование менее сложных задач более сложным. Ко второй группе – обеспечивающие индивидуализацию: наличие нескольких уровней сложности; представление условия задачи в форме, учитывающей уровень развития пространственного мышления; предоставление образца пошагового решения; обеспечение выбора инструмента выполнения решения. В соответствии с этими требованиями разработана система индивидуализированных задач по начертательной геометрии для технических вузов.

5.     Разработана организация экспериментального обучения начертательной геометрии с применением системы индивидуализированных задач и электронного учебного пособия. Она предусматривает сохранение лекционных и практических занятий в полном объеме с добавлением индивидуальных консультаций по электронной почте, машинного времени в терминальных классах для организации самостоятельной внеаудиторной работы и предоставление студенту возможности формирования индивидуальной образовательной траектории, рейтинговую систему оценивания.

6.     Разработана  и апробирована на практике технология индивидуализированного обучения начертательной геометрии студентов технических вузов. Подтверждена  гипотеза исследования о том, что повышению качества обучения начертательной геометрии студентов технических вузов способствует использование технологии индивидуализированного обучения с элементами дистантной системы образования.

Настоящее исследование не исчерпывает проблему индивидуализации обучения в технических вузах. Вместе с тем его результаты могут быть использованы для определения перспективных направлений решения данной проблемы. Заслуживают внимания и дальнейшего изучения вопросы влияния на содержание и организацию обучения начертательной геометрии стиля мышления, будущей профессии студента, мотивации учебной деятельности, применения компьютерных технологий для автоматизации проверки графических работ.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

1.  Вольхин К.А., Шавелева И.Г. Организация курсового проекта по инженерной графике в форме деловой игры // Внеучебная работа в вузе: Тезисы докладов XXXVIII научно-методической конференции СибГАТИ. – Новосибирск: Изд-во СибГАТИ, 1997. – С.53. (в соавторстве 80%)

2.  Вольхин К.А. Использование САПР в процессе обучения инженерной графике в техническом вузе // Компьютерная геометрия и графика: Материалы 8-ой Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 1998. – С.119-120.

3.  Вольхин К.А. Использование в преподавании инженерной графики программ AutoCAD и bCAD // Наука и образование: пути интеграции: Тезисы докладов научно-практической конференции (20 ноября 1998г., Анжеро-Судженск). Ч.2. – Анжеро-Судженск: Изд-во КемГУ, 1998. – С.49-50.

4.  Вольхин К.А. Компьютер в обучении инженерной графике // Актуальные вопросы современной инженерной графики: Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции  / Под ред. А.П. Корякиной. – Рыбинск: Изд-во РГАТА, 2000. – С.50-51.

5.  Вольхин К.А., Вольхина И.Н. Компьютер как средство дифференциации обучения // Качество образования: концепции и проблемы: Материалы III Международной научно-методической конференции /Под общ. ред. А.С. Вострикова.– Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – С.318-319.
(в соавторстве, 50%).

6.  Вольхин К.А., Вольхина И.Н. Электронное учебное пособие  как средство дифференциации обучения студентов начертательной геометрии // Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании: Тезисы докладов 2-ой Всероссийской конференции. – М.: Изд-во МЭСИ, 2001. – С.123-128. (в соавторстве, 50%).

7.  Вольхин К.А. Начертательная геометрия: Электронное учебное пособие (87,7МБ) [http://propro.ru/bcad/graphbook] (Регистрационное свидетельство № 2056 от 15.10.2002  номер государственного учета 0320200933).

8.  Инженерная графика: Учебник /В.Г. Буров, К.А. Вольхин, О.Б. Давыденко и др. Под ред. В.Г. Бурова и Н.Г. Иванцивской. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. – 230 с. (в соавторстве, 8%).

9.  Комплекс методических материалов для самостоятельного изучения графических дисциплин: Отчет по межвузовской комплексной программе «Наукоемкие технологии образования» / К.А. Вольхин, И.В. Захарова, Н.Г. Иванцивская и др.  Рук. В.Г. Буров. – УДК 378. 141; № 01.9.80. 008979.– Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. – 329 с. (в соавторстве, 10%).

Начало

Далее