Целью констатирующего педагогического эксперимента, проводившегося на первом этапе исследования в 1995 – 1998 гг., был сбор данных для анализа практики обучения начертательной геометрии в техническом вузе, определения затруднений, испытываемых студентами при изучении предмета, и путей их преодоления.
На данном этапе эксперимента изучались теоретические основы индивидуализации обучения, организации самостоятельной работы студентов и использования компьютерных технологий в процессе обучения, осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы.
Для выявления трудностей, возникающих у студентов при изучении начертательной геометрии, использовались такие методы исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование. Можно выделить две категории трудностей, с которыми сталкиваются студенты при изучении начертательной геометрии: первая связана с пониманием предмета (низкий уровень обученности, обучаемости и развития пространственного мышления) и вторая – с качеством геометрических построений (аккуратность, точность построения, умение пользоваться чертежными инструментами).
Рисунок 11. Причины трудностей при изучении начертательной геометрии |
Анкетирование 87 первокурсников механико-технологического факультета НГТУ в 1997/98 учебном году показало, что более 90% из них испытывают трудности при выполнении графических работ: 70% более существенными считают трудности, связанные с недостатком теоретических знаний, и 30% – с качеством геометрических построений (см. вопрос VII анкеты 2 в приложении 7). Анализ ответов на шестой вопрос анкеты 2 («С чем Вы связываете трудности в изучении начертательной геометрии? (расположите предложенные ответы в порядке убывания значимости)»), показал, что студенты видят разные причины этих трудностей. Наиболее часто встречающиеся ответы отражены на рисунке 11. Самой веской причиной, по мнению 95% опрошенных, является недостаточный уровень школьной подготовки по геометрии и черчению, т.е. уровень обученности. Почти три четверти (74%) студентов свои трудности в изучении предмета связывают с нерегулярностью самостоятельных занятий, что свидетельствует о недостаточном уровне умений самообразования, организации самостоятельной учебной деятельности. Для 34% респондентов трудности в изучении НГ вызваны чрезмерной сложностью языка в учебниках, что является следствием отсутствия учета при их написании различий в способностях обучаемых. Вышеперечисленные причины, а также некоторые другие факторы вызывают потерю интереса к изучению НГ у 45% студентов.
Рисунок 12. Первоочередные причины трудностей при изучении начертательной геометрии |
Если рассматривать эти причины с учетом значимости для студентов, то в качестве первоочередной из них 53% опрошенных студентов назвали низкий уровень школьной подготовки, 31% – нерегулярность занятий, 9% – чрезмерную сложность языка изложения в учебниках, соответственно 4% и 3% неинтересно обучение и непонятна цель изучения предмета (см. диаграмму на рис. 12).
Таким образом, основными причинами возникновения трудностей можно считать низкие уровни школьной подготовки (или обученность), умений самостоятельной учебной деятельности, развития мышления.
Рисунок 13. Пути повышения эффективности
обучения начертательной геометрии |
Анализ студенческих предложений по повышению эффективности обучения начертательной геометрии (вопрос XI анкеты 2 приложения 7) показал, что 39,6% опрошенных студентов (из тех же 87) повышение эффективности связывают с дополнительным общением с преподавателем, что еще раз подтверждает вывод о недостаточном уровне умений самостоятельной познавательной деятельности первокурсников (см. рис. 13).
Недостаток наглядности для понимания учебной информации отмечают 18,8% опрошенных студентов, 13,9% хотели бы иметь возможность выбора степени сложности задания и 22,9% считают, что использование прикладных графических программ для выполнения геометрических построений, будет способствовать повышению эффективности изучения начертательной геометрии.
Проведенные результаты анкетирования, наблюдения и бесед со студентами и преподавателями, осмысление личного преподавательского опыта позволили сделать следующие выводы:
1) большинство студентов первого курса не приучены к самостоятельному получению знаний, не имеют навыков работы с учебной и справочной литературой;
2) дидактическое обеспечение учебного процесса не всегда соответствует уровню обученности, способностям и желаниям студентов;
3) повышению качества обучения студентов начертательной геометрии может способствовать создание таких средств обучения, которые позволили бы студентам самостоятельно организовать свою учебную деятельность в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Полученные результаты помогли определить направления дальнейшего исследования:
1. Разработать технологию индивидуализированного обучения начертательной геометрии студентов технического вуза.
2. Сформулировать требования к системе индивидуализированных учебных задач, ориентированной на использование ее в условиях дистантного обучения начертательной геометрии.
3. Уточнить структуру электронного учебного пособия, ориентированного на индивидуализацию обучения начертательной геометрии.
4. Разработать методику применения системы индивидуализированных учебных задач и компьютерных технологий в условиях дистантного обучения начертательной геометрии.